Все новости

Новости

2016.05.04 Результаты анкетирования участников II международной лин-конференции «Мотивация и лидерство в бережливых организациях»

Магистранты УдГУ профиля «Экономика бережливого производства» провели исследование деятельности предприятий в области бережливого производства. В исследовании 2015 года приняли участие 22 предприятия Удмуртской Республики и соседних регионов, в 2016 года — 25 предприятий.

На вопрос «Что явилось предпосылками для применения методов и инструментов бережливого производства на Вашем предприятии?» распределение ответов получилось следующее:

Таблица 1. Предпосылки деятельности в области бережливого производства, в процентах от опрошенных
Наименование2015 год2016 год
Решение руководства предприятия54,568
Требования заказчиков9,19
Инициатива отдельных заинтересованных лиц36,423

Как мы видим из таблицы 1, по-прежнему основное значение для деятельности в области бережливого производства является решение руководства.

На вопрос "Как Вы в организации понимаете термин «бережливое производство?» представители предприятий отметили следующие направления, приведенные в таблице 2.

Таблица 2. Понимание термина «бережливое производство», в % от числа опрошенных
Наименование2015 год2016 год
Сокращение расходов45,528
Устранение потерь77,380
Работа с клиентом27,344
Уважение к человеку в организации45,548
Формирование философии 54,556

Пункт по сокращению расходов был провокационным в этом опросе. В 2015 году только один опрошенный вычеркнул его как несоответствующий концепции бережливого производства. Если в 2015 году почти половина опрошенных связывала бережливое производство с сокращением расходов, то в 2016 году — 28 процентов от опрошенных. Следует отметить, что в соответствии с ГОСТ 56020−2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь» «Философия БП основана на представлении бизнеса как потока создания ценности для потребителя, гибкости, выявлении и сокращении потерь, постоянном улучшении всех видов деятельности на всех уровнях организации, вовлечении и развитии персонала с целью повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Бережливое производство — концепция организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для Потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь» [4].

Таким образом, бережливое производство абсолютно не связано с бережливостью. Более того, если организация ставит перед собой цели сокращения расходов, то это чаще всего осуществляется за счет оптимизации численности работников, поиска поставщиков с более низкой стоимостью, что отражается на снижении качества продукции и уровня мотивации персонала, а это противоречит принципам бережливого производства. Совершенно иной путь — сокращение потерь, что приводит к сокращению расходов, увеличению качества продукции и росту мотивации персонала.

Важно отметить, из тех, кто в 2016 году считает, что бережливое производство — это сокращение расходов:

12 процентов занимаются данным направлением деятельности менее одного года,

100 процентов отмечают в качестве проблем, которые возникают при реализации проектов в области бережливого производства, — отсутствие компетенции;

33 процента опрошенных не ставят цели в области бережливого производства и не считают экономический эффект.

На вопрос «Как долго реализуются мероприятия в области бережливого производства у Вас на предприятии?» представители предприятий отметили время, в течение которого предприятие занимается бережливым производством (таблица 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Как долго реализуются мероприятия в области бережливого производства у Вас на предприятии?»
Период2015 год2016 год
до 1 года31,820
от 1 года до 3 лет22,728
от 3 лет до 5 лет18,216
от 5 лет до 7 лет13,616
свыше 7 лет13,620

Как мы видим из таблицы 3, более чем в 1,5 раза снизилось количество тех, кто занимается бережливым производством менее 1 года.

На вопрос «Укажите, пожалуйста, проблемы, которые возникают при реализации проектов в области бережливого руководства» представители предприятий отметили следующие проблемы, приведенные в таблице 4.

Таблица 4. Проблемы, которые возникают при реализации проектов в области бережливого руководства, в % от числа опрошенных
Наименование2015 год2016 год
Недостаточная поддержка со стороны высшего руководства18,249
Сопротивление рабочих31,844
Сопротивление ИТР54,571
Отсутствие компетенции40,937,5

Наибольшее количество опрошенных (в 2016 году — 71 процент) отмечают сопротивление ИТР, что частично связано с отсутствием целей развития производственной системы или не проработанностью вопросов философии и целей производственной системы. На самом деле, формирование философии — это закладка фундамента производственной системы. В этом фундаменте должны быть заложены собственные принципы. Заимствование чужих принципов не способствует успеху, так как каждая организация является уникальной и неповторимой.

На вопрос «Разработаны ли у Вас на предприятии цели в области бережливого производства?» в 2016 году ответили положительно 72 процента опрошенных, отрицательно — 28 процентов опрошенных (в 2015 году — 36,4 процента).

Цели на 2016 год сформулированы по направлениям, представленным в таблице 5.

Таблица 5. Направления формулирования целей развития, в % от числа опрошенных
Наименование2015 год2016 год
Объем отгруженной продукции40,928
Объем экспорта18,28
Сокращение расходов5048
Устранение потерь40,964
Качество продукции5072
Вовлечение персонала40,968
Количество кайдзен-предложений36,460

На основании данных таблицы 5 мы видим, что большинство предприятий ставит цели в области устранения потерь, качества продукции, вовлеченности персонала.

На вопрос «Какие методы и инструменты бережливого производства Вы считаете необходимым применять для достижения целей предприятия?» представители предприятий отметили методы, приведенные в таблице 6.

Таблица 6. Применяемые методы и инструменты, в % от числа опрошенных
Наименование2015 год2016 год
Стандартизированная работа81,892
Картирование потока создания ценности81,876
SFM36,456
SMED31,876
TPM54,577
5S81,889

На основании данных таблицы 6 можно отметить, что увеличивается количество предприятий, которые применяют такие методы и инструменты бережливого производства, как стандартизированная работа, картирование потока создания ценности, SFM, SMED, TPM, 5S. Возможно, этому процессу способствовала разработка и утверждение стандартов в области бережливого производства.

На вопрос «Считается ли у Вас на предприятии экономический эффект, полученный от применения инструментов бережливого производства?» в 2016 году положительно ответили 50 процентов опрошенных, причем эта цифра совершенно не изменилась по сравнению с 2015 годом.

Отвечают за вопросы применения инструментов бережливого производства на предприятиях заместители директоров — 48 процентов опрошенных, отдел, управление — 44 процентов опрошенных. Один респондент отметил, что отвечают за применения инструментов бережливого производства на предприятии все сотрудники.

На вопрос «Какие методы для вовлечения персонала используются на предприятии?» представители предприятий отметили следующие методы, приведенные в таблице 7.

Таблица 7. Методы вовлечения персонала, в % от числа опрошенных
Наименование2015 год2016 год
Личные проекты руководителей50,071,2
Кайдзен-предложения59,176,9
Премирование40,946,2
Обучение14,520,7
Конкурсы, соревнования1525,3

Увеличилось количество предприятий, которые используют такие методы, как кайдзен-предложения, личные проекты руководителей, премирование.

Результаты исследования, а также изучение опыта предприятий Удмуртской Республики и Российской Федерации показывают направления повышения эффективности производственной системы на принципах бережливого производства:

  • Обучение руководства и персонала предприятий сути бережливого производства;
  • Формирование философии производственной системы, определение собственных принципов.
  • Наличие взаимосвязи между принципами и целями развития производственной системы.
  • Вовлечение персонала в процесс преобразований. Нематериальная мотивация. Работа с установками, разрушение привычных границ возможного, убеждение сотрудников в реальности достижения целей.